Упоминание о Tarocchi del Mantegna я встретила в книге Мэри Грир “Королевский двор Таро”: “В серии похожих на Таро гравюр, появившихся в Италии в том же XV веке и известных как Тарокки дель Мантенья (Tarocchi del Mantegna), десять из пятидесяти листов изображали ранги, или социальные группы, европейского общества того времени…”.
Иных упоминаний об этих гравюрах и их связи с Таро я на русском языке не встречала. Мне стало интересно, о чём именно идёт речь, и вот какая интересная и познавательная статья обнаружилась на сайте Алхимии. Автор – Адам Маклин (историк алхимических учений и исследователь герметических текстов и гравюрного искусства, которое использовалось для иллюстрации книг на эту тематику), впервые статья была опубликована в “Герметическом журнале” в 1983 г. Кстати, вот в этой весьма полезной и подробной книге можно найти примеры алхимических гравюр из коллекции Маклина. Но я отвлеклась, об алхимии – позже.
читать дальшеВ качестве мудрости западной эзотерической традиции практически повсеместно принято , что изображения карт Таро отражают систему, корнями уходящую в еврейскую Каббалу. По всей видимости, эта точка зрения происходит из французского оккультного возрождения середины XIX века, в частности, её пропагандировал Элифас Леви, а позднее, через Весткотта, Мазерса и Уэйта она вошла в учение Герметического ордена Золотой Зари, от которого и происходит наша оккультная традиция. Другие эзотерики пытались даже связать изображения Таро с египетской иконографией, предполагая, что евреи могли получить эту эзотерическую систему во время их пребывания в Египте. Отчасти такая ассоциация карт Таро с иудейской эзотерикой вызвана тем фактом, что в современной колоде Таро 22 карты Старших Арканов, а это соответствует числу букв еврейского алфавита, и именно это число составляет сердце системы Каббалы.
Однако перед тем как вернуться к общепринятому взгляду, я бы хотел задержаться на значении ранней колоды Таро, ныне, к сожалению, забытой - Tarocchi of Mantegna. Это одна из самых ранних известных колод Таро или Тароччи, датируемая 1465 г., то есть примерно в одно в время с колодой Висконти-Сфорца, которая признана первой из известных колод (некоторые авторы считают, что Tarocchi of Mantegna может быть даже более ранним, чем Таро Висконти-Сфорца).
О Tarocchi of Mantegna известно мало, а то, что известно, полностью противоречит его названию. Большинство учёных соглашаются с тем, что это Тароччи ошибочно приписывалось Андреа Мантенье (1431-1506), художнику и автору гравюр из падуанской школы, скорее оно происходит из школы Феррары. Это не колода “Тароччи” в полном смысле этого слова, и это не карты, а набор гравюр. Кеннет Кларк, известный историк Ренессанса, приписывает их Парразио Микели, мастеру школы Феррары. Это набор из 50 изящных гравюр, разделённых на пять декад, которые можно охарактеризовать следующим образом:
1 Архетипы социальных статусов человека;
2 Девять Муз и Аполлон;
3 Свободные искусства;
4 Главные христианские добродетели;
5 Небесные Сферы.
Символизм этих карт, или, возможно, стоит назвать их “символическими фигурами”, происходит из герметической традиции, которая, как сейчас признано, лежит в основе итальянского Ренессанса середины XV века. Именно в это время были основаны Платоновские академии Медичи, и Фечино и другие учёные начали переводить такие тексты как Герметика (лат. Corpus Hermeticum) и труды Платона, привезённые ко двору Флоренции из Константинополя Гемистусом Плетоном ( ок. 1355 – 1450), греческим учёным, возможно, посвящённым “Платоновской” Школы Тайн Востока. Эта реконструкция герметического и неоплатонического эзотеризма отражена в таких идеях, как Музы, гуманитарные науки, главные христианские добродетели и Небесные Сферы, и я считаю, что Tarocchi of Mantegna нужно рассматривать как “книгу символов” этого герметического течения. Таким образом тот факт, что изображения корреспондируют с позднейшими колодами Таро, должен представлять большой интерес как для изучающих Таро, так и для тех, кто увлечён герметизмом.
Первая десятка показывает последовательность, отражающую состояние или положение человека, от низкого нищего до Папы. А именно:
1 Нищий 6 Рыцарь
2 Слуга 7 Герцог
3 Мастеровой или ремесленник 8 Король
4 Торговец 9 Император
5 Дворянин или землевладелец 10 Папа
Эта последовательность отражает как социальный статус человека, так и стадии внутреннего развития, от изначального состояния “нищего” до полностью духовного аспекта “Папы”.
Интересно, что это укладывается в диаграмму Древа Сфирот, но с таким же успехом может быть символически привязано к пифагорейскому тетрактису, или пирамиде.
Вторая десятка состоит из изображений девяти муз и Аполлона. Каждая из муз заведует определёнными искусствами и их инструментами.
Каллиопа | прекрасноголосая | эпическая поэзия ораторское искусство | труба стило |
Урания | небесная | астрология | небесный глобус и компас |
Терпсихора | любящая танец | лирическая поэзия и танец | лира или цитра |
Эрато | возбуждающая желание | эротическая и любовная поэзия | бубен |
Полигимния | “многие гимны” | героические гимны и мимическое искусство | лира или переносной орган |
Талия | цветущая | комедия и лёгкая поэзия | скрипка маска комедии |
Мельпомена | поющая | трагедия | горн маска трагедии |
Эвтерпа | увеселяющая | музыка и лирическая поэзия | двойная флейта |
Клио | прославляющая | история | свиток |
Аполлон |
Эта группа представляет архетипические источники творческого вдохновения души, и эти музы работают в сфере воображения. Душа может обращаться к этим десяти разным внутренним духовным ресурсам в поисках вдохновения и трансформации.
Третью группу составляют “семь свободных искусств”, плюс Поэзия, Философия и Теология, чтобы округлить число до десяти. Гуманитарные науки являются основой схоластики и включают Тривиум Грамматики, Риторики и Диалектики, которые тренируют разум в пользовании языком, и Квадривиум Геометрии, Арифметики, Музыки и Астрологии– основную часть средневековой науки. Каждая из наук держит свой символ.
Грамматика – напильник и ваза
Логика - дракон под вуалью
Риторика - меч
Геометрия - круг, квадрат, треугольник
Арифметика – монеты или фишки
Музыка - флейта
Поэзия - флейта и ваза
Философия - стрела и щит (фигура Афины)
Астрология - звёздная сфера и указка (фигура ангела)
Теология - небесная сфера и Земля (фигура андрогина)
Эта группа представляет архетипы, стоящие за человеческим мышлением.
Четвёртая десятка состоит из семи главных христианских добродетелей, представленных в виде женских фигур, и трёх духов (или гениев) жизни (или Солнца), времени и космоса, изображённых в виде ангелов-мужчин, каждая/ый – со своим символом. Также рядом с фигурами добродетелей имеются изображения животных.
Илиако | солнечный диск | |
Хронико | дракон-уроборос | |
Космико | небесный глобус | |
Умеренность | две вазы | собака, кошка, хорёк или горностай |
Благоразумие | зеркало | дракон |
Сила | скипетр | лев |
Справедливость | мец и весы | журавль |
Благотворительность | кошелёк с предложением милостыни | пеликан |
Надежда | молитвенно сложенные руки | феникс |
Вера | кубок и облатка | собака |
Тут представлен труд высшей души человека в виде его плодов – добродетелей. Когда честолюбивая душа стремится к внутреннему совершенству, достигая осознания духовных гениев, стоящих за силой Жизни (Солнца), Времени и Пространства, тогда из семян сознания, посеянных в такой душе, произрастают добродетели, выражающиеся во внешних действиях человека.
Последняя десятка представляет небесные сферы – семь планет и три высшие сферы. Каждая из них обладает собственным символом.
Луна | лунный диск | |
Меркурий | флейта, Кадуцей с двумя свитыми драконами | петух |
Венера | морская раковина | утки |
Солнце | солнечный диск | скорпион, крабы |
Марс | меч | собаки (охотящиеся) |
Юпитер | стрела (молния) | орёл |
Сатурн | коса | уроборос |
Восьмая сфера | звёздный диск | |
Движущая сила (Prima Mobile) | пустая сфера | |
Первопричина | Космос |
Эти фигуры представляют высшие духовные принципы, работающие как планетарные силы, стоящие за всеми аспектами мира.
Вкратце:
Первая десятка | Состояния человека | Архетипические силы во внешнем мире человека, выраженные через социальные формы |
Вторая десятка | Музы | Архетипические силы человеческого воображения, выражаемые через творчество |
Третья десятка | Свободные Искусства | Архетипические силы человеческого мышления, выражающие себя в паттернах мышления |
Четвёртая десятка | Христианские добродетели | Архетипические паттерны в сознании человечества, выражающие себя во внутреннем развитии и духовном возрождении души |
Пятая десятка | Космические сферы | Архетипические паттерны в космическом порядке, выражающие себя в аспектах Вселенной |
Итак, у нас есть космические сферы пятой десятки, представляющие Макрокосм, и первая десятка, как бы его отражение в Микрокосме, а между этими двумя крайними точками находятся Музы, Свободные Искусства и христианские добродетели, каналы, через которые душа переживает архетипические силы, лежащие за ее ощущениями, мыслями и волей, и таким образом развивает интеллектуальные и духовные дары. Этот порядок отражает идеал Ренессанса, пропагандируемый в неоплатоновских академиях, вдохновлявший художников, писателей и музыкантов и вызвавший к жизни великие произведения творческого духа, изменившие внешние ограничительные формы Средневековья и давшие новый импульс свободе духовного поиска человечества.
Таким образом должно быть очевидно, что эти карты и их символизм возникли из неоплатонического и герметического течения, но их не следует рассматривать, как ограниченные символикой только этого периода или набора идей. Потому что этот очень ранний набор гравюр, Tarocchi of Mantegna, предоставил архетипические формы для некоторых более поздних и знакомых колод Таро через отражение этой герметической системы идей. Мы отметим некоторые очевидные параллели.
Mantegna | Современное Таро | Mantegna | Современное Таро |
1. НИЩИЙ | ДУРАК | 36. СИЛА | СИЛА |
3. МАСТЕРОВОЙ | МАГ | 37. СПРАВЕДЛИВОСТЬ | СПРАВЕДЛИВОСТЬ |
8. КОРОЛЬ | ИЕРОФАНТ | 43. ВЕНЕРА | ЛЮБОВНИКИ |
9. ИМПЕРАТОР | ИМПЕРАТОР | 44. СОЛНЦЕ | СОЛНЦЕ |
10. ПАПА (прим. Папа здесь – женщина) | ВЕЛИКАЯ ЖРИЦА | 45. МАРС | КОЛЕСНИЦА |
27. ПОЭЗИЯ | ЗВЕЗДА | 34. УМЕРЕННОСТЬ | УМЕРЕННОСТЬ |
Так может ли быть, что современные карты Таро берут своё начало в герметических идеях, лежащих в основе Ренессанса, а не в Каббале? Я считаю, что эта точка зрения требует внимания, хотя это может поколебать давно устоявшиеся идеи оккультизма двадцатого века.
Автор статьи: Адам Маклин
Переводчик: Олеся Shassakh Le Mare
И от себя – внимательно и подробно гравюры можно посмотреть вот здесь:
@темы: Таромания